Почему банк запрашивает документы по операциям по счету?

На повестке дня у надзорных органов – борьба с легализацией и отмыванием денег. Поэтому законодательство обязывает банки при открытии счета и обслуживании клиентов получать информацию о целях работы клиента с банком, его бенефициарных собственниках (конечных владельцах бизнеса), финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации, об источниках поступления денег и иного имущества (ст. 5 Закона о ПОДиФТ).

В свою очередь, клиенты банков (их представители) обязаны предоставлять запрашиваемую информацию, в том числе о своих выгодоприобретателях (получателях денег), операциях и бенефициарных собственниках (п. 5 ст. 5 Закона о ПОДиФТ).

Какие именно операции могут попасть под внимание банка и надзорных органов?

В первую очередь, вопросы возникают по подозрительным операциям, имеющим следующие основные признаки:

  1. совершение клиентом сложной, необычно крупной либо не имеющей очевидного экономического смысла или видимой законной цели операции с деньгами и (или) иным имуществом;
  2. совершение клиентом действий, направленных на уклонение от надлежащей проверки и (или) финансового мониторинга, предусмотренных Законом;
  3. совершение клиентом операции с деньгами и (или) иным имуществом, по которой имеются основания полагать, что она направлена на обналичивание денег, полученных преступным путем;
  4. совершение операции с деньгами и (или) иным имуществом, участником которой является лицо, зарегистрированное (проживающее) в государстве (на территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), или с использованием счета в банке, зарегистрированном в таком государстве (п. 4 ст. 4 Закона о ПОДиФТ).

Также законодатель сформулировал более 120 признаков необычный операций и сделок (Признаки определения подозрительной операции, утвержденные постановлением Правительства РК от 23.11.2012 г. № 1484)

Какие могут быть последствия?

За нарушение Закона о ПОДиФТ предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность.

Также могут возникнуть сложности для ведения бизнеса. Например, банк имеет право:

  • отказать в установлении деловых отношений;
  • заблокировать интернет-банк при выявлении подозрительных сомнительных операций;
  • отказать в совершении операции;
  • прекратить деловые отношения с клиентами.

Как избежать рисков?

Иногда причиной нарушения становится незнание всех нюансов законодательства. А иногда проблемы возникают из-за неправильного выбора партнера. Чтобы уберечь ваш бизнес от рисков, мы подготовили несколько советов.

Совет №1: проверяйте партнеров перед заключением договора и проведением платежей

Совет №1: проверяйте партнеров перед заключением договора и проведением платежей

До подписания договора с новыми контрагентами проверяйте их деловую репутацию и нахождение в списках государственных органов. Много полезной информации размещается в открытом доступе и не требует специальной регистрации:

Перечень налогоплательщиков, осуществивших лжепредпринимательскую деятельность посмотреть

Списки несостоятельных должников/Список банкротов посмотреть

Реестр недобросовестных участников государственных закупок посмотреть

Информация о налогоплательщиках - ЮЛ, имеющих налоговую задолженность более 150 МРП и ИП, частных нотариусах, частных судебных исполнителях, адвокатах, профессиональных медиаторах, имеющих налоговую задолженность более 10 МРП, не погашенную в течение 4 месяцев со дня ее возникновения посмотреть

Список плательщиков, имеющих задолженность по таможенным платежам, налогам и пеням, не погашенную в течение 6 месяцев со дня ее возникновения посмотреть

Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма посмотреть

Розыск преступников министерством внутренних дел Республики Казахстан посмотреть

Розыск без вести пропавших министерством внутренних дел Республики Казахстан посмотреть

Розыск преступников, должников, без вести пропавших лиц Комитетом по правовой статистике и специальным учетам ГП РК посмотреть

Розыск алиментщиков Комитетом по правовой статистике и специальным учетам ГП РК посмотреть

Розыск Комитетом государственных доходов Министерства Финансов РК посмотреть

Совет №2: не снимайте много наличных

Совет №2: не снимайте много наличных

Начнем с того, что предельный размер наличных расчетов в рамках одного договора между юридическими лицами не должен превышать 1 000 МРП, что в 2017 году составляет 2 269 000 KZT. Платежи между юридическими лицами по сделке, превышающей указанную сумму, осуществляются только в безналичном порядке (п. 9 ст. 25 Закона «О платежах и платежных системах).

Также банки обязаны контролировать операции по снятию наличных. Если по счету происходит снятие крупных сумм, банк запросит у клиента цели и причины такого снятия.

Какие могут быть последствия?

Если по запросу банка вы не сможете предоставить документы по расходованию снятых наличных, банк вправе заблокировать интернет-банк, отказать в совершении операции или прекратить деловые отношения.

Как избежать рисков?

  1. Старайтесь переводить все расчеты с поставщиками в безналичную форму. Это надежно и безопасно. Если ваш контрагент настаивает на оплате наличными, помните – это сделка с высоким риском для вашего бизнеса: контрагент может не выполнить условия по договору, и привлечь его к ответственности будет сложнее. Ваш контрагент сэкономит на налогах, а вы можете получить вопросы по снятию и крупном наличном платеже со стороны регулирующих органов и банка.
  2. Для выплаты заработной платы используйте зарплатный проект в банке. Это быстрее и безопаснее, чем выплата наличными. Также зарплатный проект обычно обходится дешевле, чем снятие наличных с расчетного счета, а сотрудники получают льготные предложения от банка.
  3. Оплату командировочных расходов и небольших хозяйственных платежей можно проводить через корпоративные карты бизнеса. Это облегчит учет таких операций бухгалтеру и снизит ваши расходы на «обналичку».

А если в вашем бизнесе без снятия наличных не обойтись, правильно оформляйте все необходимые документы, будьте готовы предоставить их по требованию банка, правильно указывайте цели снятия и проводите хозяйственные операции в том же самом банке, где снимаете наличные.

Совет №3: соблюдайте правила информационной безопасности при работе в интернет-банке

Совет №3: соблюдайте правила информационной безопасности при работе в интернет-банке

Сейчас многие платежные операции проходят через интернет. Это привлекает мошенников. Поэтому важно соблюдать простые меры безопасности там, где риски электронного мошенничества наиболее высоки.

В чем именно риски?

Так как сейчас можно совершать платежи с компьютера, планшета и смартфона, целью мошенников становится получение данных от Вашего интернет-банка или мобильного банка с помощью вирусного программного обеспечения.

А если Ваш бухгалтер ведет сразу несколько компаний, то на одном компьютере хранятся данные для доступа к счетам сразу нескольких компаний. Получение данных с такого компьютера особенно интересно мошенникам.

Какие могут быть последствия?

Обычно мошенники действуют по одному из двух сценариев:

  1. Вирус считывает Ваши данные для входа в интернет-банк. После этого злоумышленники составляют платежные поручения и направляют их в банк от Вашего имени.
  2. Вирус подменяет некоторые реквизиты в уже сформированном Вами платеже, например, ИИН и номер счета, оставляя без изменения наименование получателя платежа.

Злоумышленники разными способами могут пытаться получить конфиденциальные данные. Например, звонить, представляясь работниками службы безопасности банка, или фабриковать поддельные письма или сообщения от банка и просить сообщить персональные данные.

Во всех этих случаях деньги уходят либо на счета физических лиц, либо на счета фирм-однодневок и в самое короткое время снимаются наличными. После этого найти владельца счета становится практически не реально.

Как избежать рисков?

Безопасность в технике:

  1. Обязательно устанавливайте и регулярно обновляйте антивирус на всех устройствах, с которых Вы выходите в интернет.
  2. На компьютере для интернет-банка ограничьте доступ в интернет и почту (наилучший вариант – иметь для работы в интернет-банке отдельный компьютер).
  3. Настройте в антивирусной программе проверку и блокирование почтовых сообщений с неизвестных адресов.
  4. Каждый интернет-банк имеет инструкцию по безопасности - прочитайте ее и настройте работу браузера и других программ в соответствии с ее требованиями.

Безопасность в использовании интернет-банка:

  1. Логин и пароль от интернет-банка должны знать только Вы. Не сообщайте никому конфиденциальные данные: логины и пароли доступа к банковским онлайн-сервисам, номерам карт, CVV (трехзначный код на обратной стороне карты) и кодам подтверждения, которые вы получаете от банка в SMS-сообщениях.
  2. Если Вы доверяете отправку платежей бухгалтеру, то установите правила подтверждения платежей двумя подписями и подтверждайте платежи через мобильный банк.
  3. Если Вам звонят и просят назвать персональные данные, не сообщая никакой информации, необходимо прервать разговор и перезвонить в банк (по телефону на сайте alfabank.kz или на обороте Вашей банковской карты) или Вашему личному менеджеру.
  4. Если Вы получили сообщение о перевыпуске сим-карты, а Вы этого не делали, срочно позвоните в банк и заблокируйте счета и карты до выяснения ситуации. Это поможет сохранить Ваши деньги на счете.
  5. При использовании электронного ключа для подтверждения платежей, подключайте его только на время подтверждения платежа и храните в недоступном для других месте. При подтверждении платежа проверяйте номер счета Вашего получателя.
  6. Если Вы обнаружили несанкционированное списание, срочно обратитесь в банк, и правоохранительные органы для взыскания денежных средств. Чем быстрее Вы это сделаете, тем больше вероятность возврата денег!

Обращайтесь сразу в колл-центр банка, если у Вас возникли подозрения в подлинности банковского сайта либо запросов банка, поступающих Вам по электронной почте.

Совет №4: правильно оформляйте расчеты с физическими лицами

Совет №4: правильно оформляйте расчеты с физическими лицами

Организация (или ИП), которая платит физическому лицу за услуги, становится налоговым агентом. Поэтому компания должна исчислить, удержать и уплатить индивидуальный подоходный налог с доходов физического лица в бюджет.

Обратите внимание: если в договоре с физическим лицом вы укажете, что он сам должен оплатить ИПН со своих доходов, то это условие будет признано ничтожным. То есть обязанность по удержанию и оплате налога с вас не снимут.

Какие могут быть последствия?

Если ИПН не будет исчислен, удержан и уплачен организацией, налоговая может помимо взыскания неудержанной суммы налога оштрафовать компанию в размере 20 % не перечисленного налога и начислить пени (п. 1 ст. 279 Кодекса об административных правонарушениях).

Как избежать рисков?

  1. Обязательно оформляйте договор с физическим лицом по оказанию услуги или выполнению работ, или приобретению чего-либо.
  2. Если вам оказывает услуги физическое лицо, вы становитесь налоговым агентом. Помните, что при выплате вознаграждения вам необходимо удержать ИПН и уплатить его в бюджет.
  3. Если вы оплачиваете товары/услуги физического лица наличными, оформляйте документы правильно: в документах по выдаче средств должны быть указаны данные получателя денег – физического лица, в том числе и данные, удостоверяющие его личность.
  4. Если вы приобретаете какое-либо имущество у физического лица, обязательно проверьте входит ли эта операция в перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Если для подтверждения этого необходимы документы от физического лица, попросите их и сделайте копии для вашей отчетности.
  5. Если у вас есть вопросы по оформлению сделки, обратитесь к опытному бухгалтеру.